97
Мифологические зеркала – это когнитивные структуры, в которые
включаются способы кодирования информации, понятийные психиче-
ские структуры, архетипичные и семантические структуры. Они являют-
ся необходимыми условиями создания мифов, условиями познания мира.
Древняя мифология – средство познания мира и человека, уникальное и
неповторимое «зеркало». Современная мифология периода девяностых
выступала в роли кривого зеркала, которое не только адекватно отражало
действительность, но и искажало, коверкало и искривляло ее. Время изме-
ряется памятью, поэтому немаловажным аспектом мифотворчества являет-
ся возрождение исторической памяти общества, важнейшей составляющей
самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом.
Новое тысячелетие, ознаменованное созданием Российской Федерации,
транслировало бриколаж мифического творчества, состоящий из осколков
прошедших идеологий советской и российской государственности, милле-
натаристского мифа, его демиургической и трикстерской составных, закан-
чивающих свое существование. Она создавалась стихийно, в соответствии
с личной и социальной психологией людей. По мнению М. Лернера, у че-
ловека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи собы-
тий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные
факты – это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это
система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где
понятия добра и зла принимаются на веру»
1
.
Старая политическая парадигма была разрушена. Но мифы жизнеспо-
собны, их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты
и события, они воспринимаются как истина, догмат.
Дискуссии о природе феномена мифологизации, его научном статусе,
понятийном аппарате, базовых характеристиках и механизмах, методоло-
гических принципах и основаниях эмпирических исследований ведутся в
международном академическом сообществе на протяжении последних де-
сятилетий. Исследователи пришли к пониманию того, что мифологические
структуры в медийных каналах являются выражением бессознательных,
иррациональных процессов, управляющих деятельностью человека. Дей-
ствительно, «истина мифа не совместима с логической истиной, для субъ-
екта мифа он является необходимой категорией сознания и бытия вообще».
Единый подход к интерпретации мифологизации отсутствует
2
.
Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку
человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда
рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности.
В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие
фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой ре-
1
Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соедин. Шта-
тах сегодня. В 2 т. М.: Радуга, 1992.
2
См.: Васильева Л.А. Ролевые функции СМИ в процессе политической мифологиза-
ции. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. федерального ун-та, 2011.