
136
ный кодекс поведения, которые побуждает его действовать должным
образом и делать выбор, который позволяет ему добиться цели и быть
конкурентно-способным в будущей профессиональной деятельности.
Поэтому, чтобы не ошибиться в ответе, представители этой группы
считают, что лучше оценить свое включение в цифровую культуру по
максиму, т.е. признать, что они уже овладели цифровой культурой в
полном ее объеме. Это означает, что она служит для них кодексом по-
ведения, который дает им свободу мнений и принятия ситуативных ре-
шений.
Вот примеры таких ответов: «По моему мнению, я нахожусь на всех
уровнях одновременно, так как цифровая культура пронизывает все
сферы моей жизни, включая учебный процесс, неформальное общение
с друзьями и сверстниками, хобби и многое другое»(Галина А., 3 курс);
«Про себя могу сказать, что я уже не представляю свою жизнь без
новых (относительно) технологий. В цифровой среде чувствую себя
довольно комфортно. Мне кажется, у меня достаточно высокий уро-
вень культуры общения в интернете: стараюсь проявлять уважение
ко всем пользователям в сети, даже в социальных сетях пытаюсь сле-
довать правилам пунктуации, стараюсь как можно меньше использо-
вать лексические единицы, которые выходят за рамки литературного
языка». (Софья П., 2 курс).
По сути, ответы «максималистов» бросают вызов нам, вузовским
преподавателям, которые, по их мнению, в большем количестве от-
носятся к туристам, пришельцам, а не к аборигенам, «коренному на-
селению» сети. Представители этой группы предлагают свою клас-
сификацию. Так, Ксения П. считает, что «если говорить об «уровнях»
цифровой культуры, то, на мой взгляд, люди в первую очередь делят-
ся на digital natives и digital immigrants. Мне представляется данное
деление фундаментальным. Думаю, это во многом определяет общие
модели поведения в цифровой среде: от характеристик потребления
до того, сумеешь ли ты отличить «добрую» ссылку от «недоброй».
Короче говоря, чем дольше пользователь имел дело с цифровой средой,
тем проще ему ориентироваться в ней. Но еще более важным факто-
ром здесь является момент включения человека в цифровую среду, ведь
это могло случиться в семь лет, а могло и в шестьдесят семь».
Вместе с тем они априори признают, что современный вуз, в данном
случае факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, являет-
ся цифровой организацией. Собственно, как и те вузы, которые за эти
годы приняли участие в данном исследовании. Это означает, что все
они живут или во всяком случае должны жить по законам цифровой
среды, что, собственно, и происходит.
Да, медленно, не сразу, но в процессе обучения не только исполь-
зуются цифровые продукты, обучающие методики и взаимодействие
преподавателей и студентов с использованием новых технологий, осо-