История журналистики
Жесткая цензура, особенно по отношению к газетам, и страх высших
слоев перед буржуазными свободами привели к тому, что литература
и история на страницах периодики стали для общества глотком свеже-
го воздуха. Это породило в дальнейшем расцвет сатиры, литературной
критики, поэзии, музыки, моды, а также литературной и театральной
рецензии, библиографии, мемуаров. Использование эзоповских при-
емов изложения, сатирический стиль и аллегорические высказывания
о вымышленных или давно прошедших событиях, которые позволяли
читателю проводить злободневные параллели в современной жизни, –
все это выводило журнальную периодику на передний край журнали-
стики. Отсутствие демократических свобод, в частности, свободы сло-
ва, и неразвитость капиталистических отношений, тормозили развитие
наиболее оперативного типа прессы – ежедневных газет. Их время при-
дет позднее. Конец же века ознаменовался выходом первой отраслевой
газеты «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». Но слово газета
еще не вошло в широкий обиход. Это тоже произойдет в первой поло-
вине XIX в., а пока их чаще называют «Ведомостями». Сотрудниками
газет и журналов являлись писатели. Они же и редакторы, издатели
периодических изданий.
В XVIII веке журналистика развивалась в тесной связи с отечествен-
ной словесностью. На страницах прессы главенствовала информация,
журналистика факта, новостные сообщения, официоз, рескрипты, ре-
ляции, хроники, отчеты, статьи, письма, вопросы и ответы. Но попу-
лярными жанрами, а их около 40, (жанр – форма текста, которую вы-
бирает автор, чтобы сделать текст более понятным) в этот период ста-
новятся и рецензия, ода, очерк; появляются корреспонденции и репор-
тажи. Поскольку в журналистике той поры доминировали журналы,
репортажи, более свойственны ежедневной газете, появлялись изред-
ка. Пришли они к нам, как утверждают исследователи из «Истории»
Геродота. Этот древнегреческий историк и географ в V веке до новой
эры путешествовал по Ближнему Востоку, Малой Азии, Балканскому
полуострову и подробно фиксировал увиденное. Его рассказ о дальних
странах – образец популярного жанра трэвел-журналистики
1
.
Элементы репортажа находим и в Библии – Ветхом и Новом Заве-
те. Неудивительно, они писались очевидцами и непосредственными
участниками чудесных, важных для иудеев и христиан событий (или,
по крайней мере, теми, кто выдавал себя за очевидцев). «Увидев народ,
Он взошел на гору, и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И он,
отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их
есть Царствие небесное», – описывает апостол Матфей начало Нагор-
ной проповеди Христа. Обратите внимание на такую деталь: «взошел
на гору, и, когда сел» - это и есть «репортажная подробность», которая
заставляет читателя живо представлять те события.
1
URL.: https://to-report.livejournal.com/4360.html.
112