История журналистики
130
(Ин 13:34)
1
, оставилъ намъ Божественный учитель Iисусъ Христосъ.
Любовь эта требуетъ подражанiя тому, кто принялъ страданiя и смерть
за людей. «Любите другъ друга, какъ я
возлюбилъ Васъ» (Ин: 13:34),
заповедалъ Христосъ, «не словомъ или языкомъ, но деломъ и истиною»
(1Ин: 3:18). «Мы должны полагать души свои за братьевъ» (1Ин 3:16)
потому, что «Богъ есть любовь, и пребывающий въ любви пребываетъ
въ Боге, и Богъ въ немъ» (
1Ин 4:16) и «Кто не любитъ, тотъ не знаетъ
Бога, потому что Богъ есть любовь» (1Ин 4:8). «Любовь от Бога, и вся-
кий любящiй рожденъ отъ Бога и знаетъ Бога» (1Ин 4:7). «Мы перешли
изъ смерти въ жизнь потому, что любимъ братьевъ; не любящiй брата
пребываетъ въ смерти» (1Ин 3:14), а «Кто любитъ брата своего, тотъ
пребываетъ въ свете, и нетъ въ немъ соблазна…» (1Ин 2:10), такiя чуд-
ные слова и строки о любви разсеяны в I соб. посл. Ап. Iоанна, люби-
мого ученика Христа. Чудную характеристику любви даетъ Ап. Павелъ
въ главе XIII посл. къ Коринфянамъ, которая можетъ быть поставлена
по своему глубокому чарующему значенiю рядомъ съ упомянутымъ
соб. посл. Ап. Iоанна. «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, лю-
бовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится (1Кор.13:4),
не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла
(1Кор.13:5), не радуется неправде, а сорадуется истине (1Кор.13:6); все
покрываетъ, всему веритъ, всего надеется, все переноситъ» (1Кор.13:7).
Таковые свойства совершенной любви, которой учитъ христiанство.
Все самыя высшiя проявленiя жизни – даже вера и высшiя знанiя, безъ
этой любви ничто. Любовь есть единственное, вечное неуничтожаю-
щееся содержанiе жизни. «Любовь никогда не перестанетъ, хотя и про-
рочества прекратятся, и языки умолкнутъ» (1Кор.13:8). «А теперь пре-
бываютъ сии три: вера, надежда, любовь; но любовь изъ нихъ больше»
(1Кор.13:13)».
Таково ученiе о любви совершенной, изложенное словами самого
Христа и Его апостоловъ. <…>
Отъ почвы естественных наклонностей человека такая любовь по-
дымается до подвига и въ высшемъ своемъ развитiи – до жертвъ, даже
жизнью за братьевъ. Но какъ любовь, которую мы называли житейской,
такъ и любовь совершенная, питаются у одного источника, т.е. Боже-
ственного начала и въ то же время вполне отвечаютъ естественнымъ
стремлениямъ человека. «Иго мое благо и бремя мое легко» (Мф.:
11:30), учитъ Христосъ и самыя высокiя требованiя любви не могутъ
быть тяжестью непосильною»
2
.
Нетрудно заметить, что выстраивающий столь логичное размышле-
ние о человеческом общежитии, оперирующий данными естественных
1
Эта и еще одна из (Мф.: 11:30) закавыченные А.П. Аксаковым цитаты, которые пред-
ставляют слова Самого Христа, даны без ссылки на Библию. Дальнейшие ссылки на Свя-
щенное Писание приведены самим публицистом как сноска в конце страницы. Слова Хри-
ста мы предлагаем считать верхней и нижней границами библейского центона.
2
Братская жизнь. СПб., 1910. Вып. 2. С. 15–16.