135
Медиаобразование
мость. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Номер из-
дания, телевизионная или радиопрограмма как результат труда творче-
ского коллектива. Качества массовой информации: достоверность, объ-
ективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д.
Доказательность и убедительность. Опровержение и переубеждение.
Творческие формы деятельности. Система рубрик, материалы «ко-
лумнистов», крупные авторские («гвоздевые») материалы, «рядовые»
публикации
в системе номера или телевизионной радиопрограммы.
Кампании. Выбор типов повествования (направленности): позитив-
но-утверждающий, критический, сатирический, полемический, про-
блемный, дискуссионный. Организация социального диалога и формы
его ведения. Области диалога: журналистика – социальные институты,
СМИ – СМИ, журналистика – аудитория.
Типы и методологические основы творчества в журналистике. Ис-
пользование в журналистике научного, художественного, публицисти-
ческого типов творчества. Роль и специфика публицистики в журна-
листике. Публицистика и общественное мнение. Публицистичность
других произведений в современной журналистике.
3. Журналист как субъект информационно-коммуникативной
деятельности
Структура личности. Черты творческой личности. Модель журнали-
ста как совокуп ность социально-демографических, профессионально-
творческих, личностно-психологических, гражданских и нравственных
качеств, необходимых для высококва лифицированного выполнения про-
фессиональных обязанностей. Социально-демографические признаки:
уровень и тип образования, опыт работы, пол, возраст. Требования к
психологическим качествам. Тип личности. Темперамент. Особенности
характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип
способностей. Креативность личности журналиста. Социально-граждан-
ские и морально-этические качества, социальная ответственность, прин-
ципиальность, настроенность на поиск истины, способность работать в
условиях плюрализма, толерантность. Требования к профессиональным
качествам: отчетливо выраженная творческая мотивация и творческие
способности, компетентность, широта кругозора, умение писать лако-
нично, ярко, доступно, способность к саморазвитию, оперативность,
объективность, коммуникабельность, эмпатия, находчивость, быстрота
реакции, наблюдательность, любознательность, работоспособность, вы-
носливость, инициативность, стрессоустойчивость, помехоустойчивость,
мужество, мобильность, адаптивность, умение ориентироваться в обста-
новке, способность работать в любых условиях при физических и нерв-
ных перегрузках.
Модификация общей модели для различных платформ подачи инфор-
мации: печатных, электронных, мультимедийных, для специализаций:
репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п. Сочетание