СМИ и общество
62
И здесь трудно переоценить роль СМИ. Представляется возможным
выявить основные тенденции этого явления.
1. Настойчивая, как открытая, так и завуалированная, пропаганда
агрессии и агрессивность, оправдываемая необходимостью следования
принципу объективности. Наивно полагать, что, например, просмотрев
или прочитав материал о террористах, митингующих антиглобалистах,
футбольных фанатах или бунтующих студентах, зритель или читатель
мгновенно превратится
в агрессора, но частота таких выступлений, их
лексика, даже тональность способны пробудить в реципиенте то, что
доселе находилось на уровне подсознания.
2. Весьма связанная с этим демонстрация крови, насилия, извраще-
ния, морального и физического уродства. Опять-таки, цель, быть мо-
жет, у журналистов благая – отвратить аудиторию от жестокости, вос-
питать милосердие или хотя бы толерантность по отношению к тем,
кого принято называть «людьми с ограниченными возможностями».
Однако при этом они не видят или не хотят видеть, что это может при-
вести к «наркотической», «вампирской» зависимости от вида крови и
насилия, жадному любопытству, мелочному самоудовлетворению: «а у
меня все так не плохо». И невольно задаешься вопросом: если бы воз-
обновились публичные казни, можно ли поручиться, что граждане не
поспешат занимать места с вечера, как во времена Людовика XI или
Иоанна IV, чтобы не упустить подробности зрелища?
3. Жажда сенсаций, копания в чужом «грязном белье» породило
огромное количество соответствующих изданий и телепередач («Твой
день», «Секрет на миллион», «Русские сенсации», «Моя правда»,
Woman’s day, «Звезды под гипнозом»). Рейтинг у них очень высокий,
но сложно сказать, кто тому виной – народ, который «хочет знать», или
СМИ, которые «подсадили» аудиторию на этот контент.
4. Рост потребления низкопробной журнальной, газетной, литератур-
ной продукции, не говоря уже о мире искусства. Быть может, в све-
те всего вышесказанного это покажется странным, но именно данное
явление представляется наиболее опасным. Если человека постоянно
кормить протертой пищей, он разучится жевать. То же происходит, как
ни грубо это сравнение, и с пищей духовной. В последнее время на-
блюдается тенденция к намеренному упрощению формы, стиля, со-
держания и фильмов, и книг, и живописных полотен, т.е. всего того,
что потребляется массовой аудиторией. В противовес этому примитиву
выступает то, что «не для всех», т.е. искусство для избранных, которое
подчас доходит до изощрения, извращения и просто абсурда. И трудно
сказать, что хуже.
5. Нелепые, неуклюжие, подчас невежественные попытки прибли-
зить историю, культуру, религию
к пониманию, мягко выражаясь, не
очень образованного человека. При этом подтасовка фактов, невольная
и намеренная, притянутые «за уши» параллели и аналогии, упрощен-
ное понимание сложных ситуаций и явлений – само собой разумеюще-