Теория и практика современных СМИ
6
ку журналистики ещё не было, закреплялись в книгах, всевозможных
трактатах, обсуждались в беседах с последователями (см., например,
труды Луция Сенека «Нравственные письма к Луцилию» или беседы
Аристотеля, Сократа, Плутарха). В основе их идея признания человека
высшей ценностью, уважения к его личности и достоинству; правила
поведения в обществе. Идеи добра и зла
, любви и духовности. Сюда
же входят семья, труд, коллективизм, патриотизм, здоровье, мир, твор-
чество, равенство, братство.... Все они несут в себе гуманистическое
начало.
Безусловно, каждая историческая конкретная общественная форма
может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценно-
стей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня
социальной регуляции. Верующие люди, осмысливая общечеловече-
ские ценности с позиций религии, считают, что они имеют божествен-
ную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплоще-
ния Добра, Истины, Справедливости и т. д.
Для неверующих людей за понятием «общечеловеческие ценности»
стоит многовековой опыт человечества, мировоззрение людей, их до-
стижения, потенции и устремления, традиции. Но, поскольку люди
объединяются вокруг каких-то конкретных целей, которые могут быть
и не всегла общими для человечества. Например, преступники, ИГИЛ
(запрещенная в РФ организация) и им подобные не ориентируются на
общечеловеческие ценности.
Общечеловеческие ценности (правильно будет назвать базовыми
ценностями человечества) – это ценности, которые принимают если
не все люди, то большинство, не связывая их ни с конкретным обще-
ством или религией, культурой, ни с конкретным историческим пери-
одом. Платон, Аристотель, Сенека, Руссо, другие великие философы
древности стремились обосновать облик идеального человека как сре-
доточение фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве
философских сочинений древних признается добродетель. Конфуций
(551-479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое
качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах —
справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфу-
ций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем
воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более
важную роль, нежели происхождение.
Основываясь на Конфуции, Кант обосновал «золотое правило нрав-
ственности», восходящее к словам древнееврейского проповедника
Гиллеля, жившего за несколько десятилетий до рождества Христова.
Когда Гиллеля попросили, стоя на одной ноге (т.е. предельно кратко)
выразить всю мудрость Торы и Талмуда, он изрёк: «Не делай друго-
му того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе». Иными словами он
высказал одну из мыслей Конфуция, содержащуюся и в законах Хам-