Коммуникации и общество
136
Открытость – ловушка для простаков, в ней есть что-то неуловимо
плебейское и глубинно-аморальное. Читая в соцсетях ежедневные «ис-
поведи» тех или иных персоналий (не обязательно, кстати, это люди с
отрицательным моральным капиталом), ловишь себя на мысли, что это
горизонтальное «словоизлияние» заменяет нашему современнику то,
что, в сущности, и сделало человека
человеком – скрытый от посто-
ронних глаз, «вертикальный», направленный ввысь, разговор с Богом.
Личные дневники до недавнего времени были делом сокровенным,
но технологии творят чудеса, и теперь оказывается, что абсолютному
большинству участников соцсетей совершенно нечего скрывать! Это,
можно сказать, «новые ангелы» – они усердно играют роли «хороших
людей» и им, разумеется, не в чем каяться – они всегда правы!
Понятно, что соцсети хороши для быстрой коммуникации, рекламы
товаров или идей, пиара и продвижения, и потому они могут рассматри-
ваться как «малое медиа». Но всё-таки функции СМИ в них вторичны и
не всегда различимы пользователями, главное – это эксплуатация лич-
ности, провоцирование «эго» на любое, самое беспомощное самовыра-
жение, унификация возможностей (сбылась грёза Хлестакова – быть с
Пушкиным на дружеской ноге!), полное срывание всего и вся – масок,
покровов, тайн. Тайна души человеческой (и, кстати, и тайна тела его)
должна быть вскрыта, вывернута наизнанку, выпотрошена. «Царствие
Божие внутрь вас есть», – гласит Евангелие. Значит, эти «внутрен-
ности» следует явить миру, чтобы наблюдатели эмпирическим путём
пришли к выводу – никакого Царства Божия нет, а есть «кошечки», кар-
тинки, обрывки мыслей, тщеславие, бытовщина, «убеждения», вкусы,
цветочки, домики, рыбки – да что угодно! – но храма души человече-
ской нет. Нет ничего святого – не в смысле, что всё бессовестно; а нет
ничего святого потому, что всё в человеке обыденно, бытово и легко-
весно, а главное – слово – величайший дар – эксплуатируется бездумно
и безответственно, в зависимости «от ситуации» или «настроения». В
общем, «всё разрешено», вы – сами себе господа, и эта новая «демокра-
тия» полностью вынесена из материальной жизни в виртуальную, где и
проходят главные идеологические «сшибки», рождаются и падают ре-
путации, возникают «лидеры мнений», выплёскиваются эмоции; здесь
поминают умерших и приветствуют рождение младенцев, сообщают
миру о семейных радостях и просят молитв о родственниках, предают
анафеме политпротивников и ведут «миссионерскую работу» в пользу
тех или иных веяний; короче, перед нами фактически «новая церковь»,
а завсегдатаи соцсетей могут соревноваться в ревностности посеще-
ния своих «часовен-аккаунтов» с адептами радикальных верований.
«Пророком», предвидевшим рождение «новой церкви», может счи-
таться Олдос Хаксли, нарисовавший в романе «О дивный новый мир»
весьма точную картину «открытого общества». В нём слова «мать» и
«отец» – ругательства, зачатие детей происходит в пробирках, а боль-