Медиаобразование
88
Память
По видам: зрительная, слуховая, моторная и эмоциональная, быстрая, точная,
кратковременная и долговременная;
По содержанию:
– форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов, движение,
внешность и поведение людей, особенности их психических состояний,
особенности явлений природы, звуки, шумы;
– наглядно-образный, изобразительный материал: телеизображение, клипы,
произведения искусства, фотографии, реклама, макеты, планы, схемы,
диаграммы;
– словесно-
логический материал: печатные, рукописные, компьютерные, теле-
визионные тексты, фамилии, термины, даты, цифры, законодательные акты и
другие официальные и личные документы, идеи, концепции, мысли;
По видам и формам запоминания: произвольное и непроизвольное, кратковре-
менное, оперативное и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмыс-
ленное запоминание с элементами механического.
Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого материла
в соответ-
ствии с целями создания журналистского текста, с процессами узнавания, при-
поминания и воспроизведения. Воспроизведение точное, но не всегда полное в
соответствии с профессиональными задачами.
Мышление
Тип мышления: смешанный образно-логический и практический тип мышле-
ния, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для некоторых специализаций,
например, для аналитиков – глубокое, прогнозное).
Обратное мышление
.
На уровне оперирования образами: чёткое наглядное представление, воспроиз-
ведение по памяти, мысленное сравнение нескольких образов.
На уровне воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, созда-
ние целостного образа из отдельных описаний и наблюдаемых объектов.
Практическое оперативное мышление.
В условиях устойчивого стандартизированного трудового процесса: понимание
сути явлений и процессов действительности, причинно-следственных
связей,
свойств людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та
или иная ситуация, выявление путей решения выдвинутых проблем.
В условиях динамичности трудового процесса и изменения условий работы,
когда особенно требуется проявление оперативной самостоятельности мышле-
ния: решение оперативных задач, включающих комбинирование и уже извест-
ной информации при понимании причинно-следственных связей
, при ориенти-
ровании в сложной нестандартной ситуации, при выборе оптимальных быстрых
решении для достижения цели.
Теоретическое мышление.
В условиях стандартизированного трудового процесса: оперирование кругом
отвлечённых понятий, понимание причинно-следственных и логических связей,
решение специальных профессиональных задач по специальным нормативным
профессиональным правилам.
При динамичности трудового процесса и изменчивости условий труда, когда
требуется оперативное самостоятельное мышление: оперирование отвлечённы-
ми понятиями, понимание закономерностей, логических связей рассуждений и
при решении теоретических задач, включающих воспроизведение и активное
применение профессиональных знаний, самостоятельность и оперативность
принятия решений, планирования, выбор оптимальных решений при несколь-
ких возможных, более широкое и глубокое понимание отвлечённого материала
на основе обобщений.