40
Коммуникации, СМИ, общество
(строго формулировочная в официальном отчете, ироническая в фелье-
тоне), но и уже упоминавшиеся роли, в которых выступает коммуника-
тор (проповедуя или утешая, обольщая или обличая).
В коммуникативных ролях, как известно, воплощаются коммуни-
кативные стратегии и тактики – в том числе медийные. Причем этим
озабочены и отдельные журналисты, и
целые редакции, а также инфор-
мационные каналы. Большие и малые цели достигаются публикацией
программных заявлений, активным промоушеном, введением рубрик и
постоянством в сетке вещания, анонсированием материалов и т.п. Так
– вербальными и невербальными средствами – обнаруживается и за-
крепляется адресованность сообщений.
Причем авторы и СМИ действуют не только в рамках стандарта, ког-
да полагаются на однозначность понимания и добиваются ее. Даже в
массмедиа, а не только в художественных шедеврах, смыслы расширя-
ются, модели дополняются или вытесняются потенциалом восприятия:
в контакте диалогическом рождается новая семантика, обогащающая
адресата, а при интерактивном взаимодействии и адресанта. Вернемся
к жанру. К примеру, в отчетах о мероприятиях, в которых участвует
президент, А. Колесников из «Коммерсанта» позволяет себе и пошу-
тить, и даже подтрунивать – по преимуществу над теми, кто В. Путина
обычно окружает. Соответственно усложняется жанр отчета, нетриви-
ально выглядит и образ автора.
Однако обманутое ожидание может и дезинформировать – допустим,
в тенденциозном репортаже, где читатель, зритель, слушатель вместо
объективного рассказа о происходящем получает нечто пристрастно
надиктованное в угоду строго определенной установке, или в некото-
рых докудрамах, авторы которых, ссылаясь на отсутствие современных
действию видеоматериалов, нисколько не смущаются тем, что исполь-
зуют методы реконструкции. Так что сочетание известного и нового
как условие эффективности любого коммуникативного акта не являет-
ся еще само по себе обязательным показателем его качества.
Последнее выясняется лишь в итоге, которым – вопреки распростра-
ненным представлениям – является не акт восприятия, а скорее пост-
коммуникативный этап, котором пока учитывается у нас непроститель-
но мало. Конечно, в медийной сфере процесс духовной переработки
прочитанного, увиденного, услышанного – то есть последующие пере-
живания и размышления – короче, чем в искусстве. Но, с другой сторо-
ны, возможны и обсуждения в группах или межличностные, а также в
массовых формах любительской медиакритики (если таковая относи-
тельно данного медиапродукта существует – например, в сетях).
В реальности только теперь, по прошествию коммуникативного
действия, обнаруживается его реальная состоятельность. Вспоминая
структуру коммуникации, можно сделать вывод, что коммуникация бу-
дет эффективной прежде всего тогда, когда источник информации по-
дает внятный сигнал, который принимается и понимается адресатом