Медиаобразование
12
же, – родители. Большое счастье, когда семья уделяет огромное вни-
мание воспитанию ребенка, стремясь вырастить его не только здоро-
вым, но и неравнодушным, любознательным человеком. Именно дома
начинается формирование социально ответственной личности, что для
будущего журналиста крайне важно. Если к тому же в семье царит ат-
мосфера творчества, есть шанс, что человек
и во взрослой жизни будет
нацелен на созидание, на поиск нового.
Детский сад, начальная и средняя школы – следующие ступени об-
учения. Уже здесь фундамент знаний о жизни приобретает все более
монолитный характер. В это время среда общения малыша, подрост-
ка, юноши заметно расширяется – «обучение жизни» продолжается в
уличных компаниях, в клубах по интересам и др.
1
Прежде под «и др.» понимались библиотеки, музеи, театры, кинотеа-
тры – сегодня нередко все это замещается телевидением и Интернетом.
Пришла пора всерьез говорить о телевизионном и интернет-факторах,
влияющих на образовательный процесс, и не просто говорить, а ис-
пользовать эти каналы так, чтобы воспитание подрастающего поколе-
ния не было уж совсем стихийным, а имело направление, в котором
заинтересовано общество. Речь – о просветительских и учебных ка-
налах вещания, порталах, сайтах, о введении специальной школьной
дисциплины «Медиаобразование».
На мой взгляд, журналистское образование в вузе – наиболее пра-
вильный путь получения профессии: ведь ГОС ВПО по журналистике,
поддержанный и профессиональным экспертным сообществом суть
основной документ в системе сертификации профессии. Как известно,
сертификация – это механизм, определяющий соответствие специали-
стов требованиям профессиональных стандартов, современная система
оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев.
Это процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям,
доказанным при прохождении теста. Думается, такую систему необ-
ходимо предусмотреть для всех редакторов регистрируемых СМИ, не
имеющих специального журналистского образования
2
.
1
Согласно теории поколений, разработанной в 1991 году американскими социологами
Н. Хоувом и У. Штраусом, «важнейшими факторами, определяющими мышление, дей-
ствия поколений, являются не возраст, а два других параметра: первое – среда, в которой
человек рос до 10-12 лет. Все, что происходит вокруг, человек в таком возрасте оценивает
не в категориях «хорошее или плохое», «правильное или неправильное», а как нормаль-
ное. Второй параметр – нормы воспитания в семье, которые ребенок тоже воспринимает
как нормальные. Так у человека формируются базовые ценности. Они неосознанно про-
являются в течение всей последующей жизни как отдельного человека, так и целого по-
коления, влияют на наше поведение» (Архангельский А. Generation П (пенсионеров) //
Огонек, 2005, № 3. – С. 22).
2
См.: «Сдача экзамена на получение сертификата – это возможность упорядочить и
расширить свой запас знаний и навыков, определить программу дальнейшего развития.
Ведь получению сертификата обычно предшествует этап подготовки, в процессе которого
структурируются и закрепляются имеющиеся знания и появляются новые. Сертификаты