143
Научная жизнь
общегуманитарная эрудиция за последние годы чрезвычайно упала и
продолжает падать, что обусловлено резким снижением уровня образо-
вания и, как следствие, - образованности в обществе. В повседневности
все более заявляет о себе пренебрежение к таким понятиям, как знание
и просвещение. Все больше молодых людей не читают книг. Сведе-
ния по истории они получают, как сегодня говорят, из других «носите-
лей». При этом в качестве продукта этой информации предстаёт и сам
журналист, не обладающий зачастую и малой толикой той подготовки,
того мышления, которые были свойственны «зубрам» пера и эфира ещё
каких-то два десятка лет назад. Добавьте к этому безудержную ком-
мерциализацию печати, радио и телевидения, при которой - вопреки
привычной формуле - не предложение определяет спрос, а, наоборот,
спрос рождает предложение.
Приёмы, вкусы и нравы так называемой жёлтой прессы расползают-
ся в медиапространстве с неукротимой быстротой, безжалостно тесня
традиционную, качественную журналистику. Таким образом, мы на-
блюдаем формирование далеко не здорового состояния в обществе - со-
стояния, которое, судя по тенденциям, прогрессирует и вынуждает всё
чаще делать вывод о признаках уже не только деинтеллектуализации
соотечественников, но и об их оглуплении, об оскотинивании. И едва
ли кто будет спорить с тем, что нация, прошедшая столь не милосерд-
ную «обработку», будет неспособной сформулировать представления о
национальных интересах, о преемственности ценностей в обществе. С
такой нацией можно без преувеличения делать что угодно.
Я не устаю повторять, что есть понятия, которые актуальны и значимы
при любой власти, при любом политическом устройстве. Судоходные
реки, важные в стратегическом значении проливы, незамерзающие пор-
ты одинаково интересны и тираническим монархиям семнадцатого века,
и коммунистическим государствам, и демократиям ХХI столетия. Бес-
спорно, к важнейшему национальному достоянию, которое нельзя под-
вергать размыванию даже в условиях открытости границ и информацион-
ного общества, принадлежит духовное и нравственное здоровье народа.
На первый взгляд, нет связи между историей и средствами массо-
вой информации. Да, её нет в том примитивном понимании, что раз
СМИ свободны, то они вольны как угодно трактовать историю. Да, дей-
ствительно формально СМИ у нас свободны. Но, как известно, полной
свободы никогда и нигде не бывает. И тем, кто живёт и работает на
Западе, прекрасно известно, что в любом демократическом обществе
существуют различные рычаги управления прессой. Они могут быть
короткими, могут быть длинными, но тем не менее они действуют. Ра-
ботает также и постоянный самоконтроль репортёра, корреспондента,
обозревателя. Разумеется, последнее достигается целой системой вос-
питания, строгой ориентацией на шкалу традиционных ценностей. Я
не могу представить себе французский учебник по истории, на стра-
ницах которого Жанна д`Арк трактовалась бы как ведьма, а не как