Теория и практика современных СМИ
94
что он работает, «как раб на галерах»; во втором – Медведев вспомнил,
как пел под гитару песню «Мохнатый шмель»). То есть, это даже не
политическая сатира, это есть просто потому, что оно есть. По сути, в
сети мы имеем дело с образами без обозначаемой идеи, то есть, с обо-
значающим без обозначаемого
.
Сегодняшнюю ситуацию можно назвать кризисом смыслов. Инфор-
мации много, коммуникация распространяется и охватывает все большее
количество людей, но все это по большей части поверхностно и фрагмен-
тарно, то есть, не приводит к выдвижению нового проекта, указывающего
цель общественной жизни и развития. Более того, это не позволяет найти
смысл жизни даже
отдельному человеку (опять же, в отличие от мифа).
Все это приводит к так называемому «размыванию» идентичности.
Сетевые образы часто опираются на глубинные структуры массового
сознания, но их совокупность не образует систему, не описывает це-
лостную картину мира.
Любой человек в Интернете может принять на себя любую идентич-
ность, свободно ее выбрать. При этом она может быть никак не связана
с реальностью, не иметь никаких оснований и видимых проявлений в
«оффлайновой» жизни человека. Можно даже использовать сразу не-
сколько идентичностей, хотя бы и взаимоисключающих. Но это всегда
своего рода игра, человек здесь всегда надевает «маску», и не более
того. То есть, такая идентичность столь же виртуальна, как и сетевое
пространство в целом. Это происходит, главным образом, потому, что
в сети индивид может распространять эту идентичность исключитель-
но на себя (в крайнем случае, на сравнительно небольшую компанию
единомышленников). В любом случае, образ распространяется на че-
ловека как частичку атомизированного общества. Здесь не ждут гло-
бальных проектов. А подлинная идентичность как раз предполагает
некую большую группу (чаще всего мы говорим как об основной об
идентичности национальной). То есть, это так или иначе связано с го-
сударством, а значит, и с проектом, направленным в будущее.
Важно отметить, что в сетевом пространстве присутствует очень
много сниженных образов власти (уже упомянутые краб со шмелем,
айфончик и многие другие). Совершенно очевидно, что подобные об-
разы имеют ярко выраженный комический оттенок, причем, относится
он скорее к власти как таковой, нежели к конкретным людям. Окажись
на их месте кто угодно другой, и в сетевом пространстве его постигла
бы та же участь, просто потому, что он находится на вершине иерар-
хии, которую сеть не признает. Более того, она стремится ее разрушить,
стереть, и потому поводом высмеять власть является уже то, что она
власть. Здесь иерархия даже не переворачивается в традиционном по-
нимании данного процесса. Как мы уже отметили, главный принцип
блогера и прочих обитателей социальных сетей – установка на само-
презентацию, все остальное выступает лишь средством для нее. Стало
быть, в центр помещается атом-индивид, осознающий себя центром